10 октября городскую библиотеку посетили первоклассники школы МБОУ «АСОШ № 50 им. Л.Н. Загрядской», чтобы познакомиться с тактильными книгами.

15 октября – «День белой трости» и 13 ноября – «Международный день слепых». Эти даты призваны привлечь внимание людей к тем, кто навсегда потерял зрение и оказался в трудной жизненной ситуации.

Ребята узнали об истории возникновения Международного дня слепых, познакомились с именами известных тифлопедагогов, например, с создателями первой школы для незрячих и слабовидящих Валентином Гаюии и Луи Брайль. Дети услышали трагические истории жизни известных людей, которые потеряли зрение, но не потеряли интерес к жизни, а стали писателями, музыкантами.

Мы смогли познакомиться со специальными книгами, написанными шрифтом Брайля для детей дошкольного и школьного возраста. Ребята с удовольствием разглядывали книги, выполненные участниками республиканских конкурсов тактильных книг Хакасской специальной библиотеки для слепых (2011 г., 2016 г., 2023 г.). Издания предоставила

Тактильная книга — это разноцветная книга с рисунками, которые выполнены из различных материалов, максимально приближенных к оригиналу. Для этого при изготовлении тактильной книги используются различные виды рукоделия: вышивка (название книги, оформление одежды), вязание крючком и спицами (растения), мягкая игрушка (главные герои, животные), бисер (дождь, лужи — ощущение мокрого и холодного), соленое тесто (лица) и т.д.

Читая тактильную книгу (иными словами, ощупывая предметы пальчиками), слепой ребенок знакомится со сказкой, природными явлениями, животным миром, предметами домашнего обихода и т. д. Нащупывая мелкие предметы из различных материалов, ребенок ассоциативно связывает их с настоящими предметами. С помощью тактильных книг ребенок впервые получает представление об очень крупных или, наоборот, очень мелких предметах, которые невозможно обследовать руками в реальных пропорциях. Некоторые объекты в книге могут издавать звуки: шуршать, звенеть, шелестеть.

Главная функция тактильных книг — помощь слепому или слабовидящему ребенку в обследовании и восприятии окружающего мира. По словам доктора педагогических наук В. П. Ермакова, широкое использование тактильной книги в учебно-воспитательном процессе «позволяет детям с нарушениями зрения приобщиться к научному познанию, расширить свой художественный и социальный опыт».

Благодарим Светлану Павловну Мусихину, советника МБОУ «АСОШ №50 им. Л.Н. Загрядской» и Елену Анатольевну Петрову, классного руководителя 1 «Б» класса, за организацию детей и привлечение внимания к проблемам детей-инвалидов.

Мухина Ю.Н., заведующий городской библиотекой